Среди базовых, основополагающих характеристик современного общества все чаще рассматриваются понятия «цифровизация» и «информатизация», причем первое можно рассматривать более общим по отношению ко второму. В статье в дискуссионном плане предпринимается попытка определения роли концепта «интеллигенция» в условиях информатизации и цифровизации современного общества, стратегии выбора базовых характеристик для субъекта социального действия наших дней с учетом указанных черт новой социальной реальности. В процессе работы применялось сочетание логического и исторического методов, что выступает основой системного подхода к анализу исследуемой проблемы в контексте цифрового развития общества. В основе теоретических обобщений лежит междисциплинарный подход. Опираясь на достижения представителей ивановской школы интеллигентоведов, в частности, цивилизационного подхода В. А. Порозова и анализа информационных процессов И. В. Сибирякова, сделав акцент на новых проблемах в системе образования, автор приходит к выводу, что цифровизация не может заменить классическую познавательную культуру человека, в основе которой лежит критическое мышление. Взаимопроникающая связь между индивидом и социумом актуальна и для цифровой реальности. В сохранении социальных традиций с особой силой и значимостью должна сегодня проявиться роль интеллигенции, переосмысливающей современные процессы и формирующей стратегию современной социодинамики. Роль эта может перейти в основы технологии будущего цифрового общества, оставаясь неизменно значимой в сфере социальной практики.
Ссылка на статью:
Краузе А. А. Роль интеллигенции в формировании современного субъекта цифровой реальности // Интеллигенция и мир. № 3. С. 77—88.