В статье рассматриваются встречи, дружеские взаимоотношения и творческое сотрудничество двух духовно близких великих армянских национальных деятелей Ованеса Туманяна и Александра Спендиаряна. Их дарования характеризовались общностью принципов обработки фольклорного материала, умением раскрывать сущность и дух народного творчества. Удачей для национальной культуры были их тифлисские встречи 1916 г. Идея создания оперы «Алмаст» зародилась во время мартовского визита Спендиаряна в Тифлис и его встреч и бесед с Туманяном. Рождение оперы «Алмаст» было также обусловлено обстоятельствами культурной и национально-общественной жизни армянского народа. Десятые годы ХХ в. ознаменовались возросшим вниманием к творчеству Ованеса Туманяна со стороны армянских и русских деятелей искусства: Комитаса Вардапета, Мартироса Сарьяна, Вячеслава Иванова, Александра Гречанинова и др. Есть много свидетельств о том, насколько Спендиарян был вдохновлен поэмой Туманяна «Взятие Тмкаберда», ролью наития и предчувствия в искусстве. Примечательно, что оба визита Спендиаряна в Тифлис состоялись в трагические для армянского народа и самого Туманяна дни, во время продолжавшейся мировой войны и геноцида. Вот почему Туманян как в своих устных, так и письменных выступлениях представлял Спендиаряна как «прославленного композитора», как «крупное дарование», как символ «жизнеспособности» возрождающейся нации. Оба визита композитора он воспринимал в контексте онтологии нации, объясняя это искренним стремлением вернуться к национальным корням, в «свой родной очаг», на свою историческую родину. Такой подход закрепился на вечерах Кавказского общества армянских писателей с участием композитора, в теплой литературно-музыкальной атмосфере, где два великих армянина были неразлучны. Они решили совместно создать оперное либретто, для чего Спендиарян пригласил Туманяна на свою крымскую дачу. Однако из-за военного времени это творческое сотрудничество так и осталось незавершенным.
Образ Ов. Туманяна навсегда остался в душе и в памяти Спендиаряна во всём своем очаровании. Наряду с А. Глазуновым, А. Чеховым, М. Горьким, Ф. Шаляпиным, Ов. Туманян стал для композитора одним из самых замечательных и выдающихся людей, с которыми ему довелось встретиться в жизни, стал неотъемлемой частью его биографии, феноменом, стимулировавшим его творческую деятельность.
Ссылка на статью:
Ованесян С. Г. У истоков создания оперы «Алмаст» // Интеллигенция и мир. 2022. № 2. С. 78—102.