Крюкова Т. Б., Лисова С. Ю. Категории «экстремизм» и «терроризм» в социальных представлениях студенчества (по ре-зультатам социально-психологического исследования)

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью раскрытия существенных аспектов социальных представлений студенчества о различных проявлениях экстремизма в целях выработки действенных стратегий и тактик по противодействию распространению идеологии насилия в молодежной среде. Цель исследования — установить особенности социальных представлений студенческой молодежи региона об экстремизме и терроризме. Задачи исследования: определить содержательные и структурные характеристики социальных представлений студентов о терроризме и экстремизме; выявить динамику изменения социальных представлений о данных асоциальных явлениях. Основным методом исследования выбрано анкетирование, которое про-водилось на базе Ивановского государственного энергетического университета, выборка — 141 студент в возрасте 18 до 22 лет. Для выявления структуры и содержания социальных представлений о категориях применялась методика П. Вержеса. По результатам исследования выявлено, что центральный компонент социальных представлений студентов о терроризме и экстремизме схож по содержанию, включает перечень конкретных противозаконных действий, следствием которых являются смерть, жертвы, разрушения. Терроризм в сознании молодежи однозначно имеет негативную эмоциональную окраску и характеризуется отрицательным эмоциональным состоянием. Обнаружена несформированность представления об экстремизме в обыденном сознании молодых людей. Экстремизм трактуется и осмысливается через представление о терроризме, в некоторых случаях через экстремальное поведение. Представление молодежи об экстремизме трансформируется от явного, открытого феномена к более скрытому и неопределенному. Эмоциональное отношение молодых людей к проявлениям экстремизма изменяется от злости к страху. В зоне потенциальных изменений социального представления о терроризме упоминается ислам, что показывает возможную тенденцию к формированию предубеждения.

Ссылка на статью:

Крюкова Т. Б., Лисова С. Ю. Категории «экстремизм» и «терроризм» в социальных представлениях студенчества (по результатам социально-психологического исследования) // Интеллигенция и мир. 2021. № 2. С. 77—87.

Инна Смирнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *