EDN: https://elibrary.ru/hwrgop
В статье выявляются сущностные черты киносталинианы 1930 — начала 1950-х гг., анализируются способы ее воздействия на аудиторию, определяется роль сталинской фильмографии в конструировании нового исторического нарратива и социальной реальности. На примере творчества Е. Дзигана, М. Калатозова, Л. Кулешова, Л. Лукова, А. Медведкина, М. Ромма, М. Чиаурели, С. Юткевича и других советских режиссеров раскрываются типологические и образные особенности советского кино, ресурсы которого были направлены наментальную перекодировку общественного сознания. Обосновывается, что одним из основных инструментов влияния на массовое сознание выступает мистификация истории, нацеленная на соединение архетипических свойств народной души с идеологическими конструктами нового мира. Советский человек должен был ощутить себя субъектом особого жизненного пространства, в котором коллективизм, бескомпромиссное желание справедливости и правды, религиозный синкретизм, простосердечная вера в авторитет становятся питательной почвой для нового понимания жизни. Делается вывод о том, что точкой сопряжения этих линий стал экранный образ И. В. Сталина, который создавался с расчетом на вкусы, привычки, традиции и бессознательные установки низовой части социума, ждущей простых ответов на сложные вопросы.
Для цитирования: Зябликов А. В. Киносталиниана 1930—1950-х гг.: технология мистификации истории // Интеллигенция и мир. 2025. № 3. С. 51—67.
