Усманов С. М., Буданова И. А, Бабина А. А. Университетский профессор в лабиринтах и тупиках современного мира

EDN: https://elibrary.ru/cpzlzj

Авторы изучают проблемы самоопределения университетского профессора в современном мире. Прежде всего в статье анализируется доклад Макса Вебера «Наука как призвание и профессия», сделанный им в Мюнхенском университете в 1918 году. Позицию знаменитого германского профессора авторы оценивают как квинтэссенцию и логическое завершение так называемой гумбольдтовской модели университета, утвердившейся в Германии в XIX столетии. В статье рассматривается кризис гумбольдтовской модели и ее трансформации в прошлом и начале нынешнего века и отмечается неоднозначность и противоречивость положения университетского профессора в современном мире, зачастую затерянного во многих его лабиринтах и тупиках. Авторы обращают внимание на весьма значимые феномены в жизни и деятельности современного университета — такие как «академический капитализм» и формирование «поколения снежинок». Отмечая существенные различия в интерпретации обозначенной ими тематики в имеющихся научных трудах, авторы аргументируют свою позицию и вместе с тем высказывают критические замечания в адрес других исследователей и используемых научных подходов, а также выражают свои пожелания исследователям — более основательно изучать проблемы университетской интеллигенции, не преуменьшая те трудности и проблемы, которые ставят перед нею реальности современного мира.

Для цитирования: Усманов С. М., Буданова И. А., Бабина А. А. Университетский профессор в лабиринтах и тупиках современного мира // Интеллигенция и мир. 2025. № 1. С. 33—57.

Инна Смирнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *