В статье предпринята попытка реконструкции становления миро-воззрения американского политического мыслителя Уолтера Липпмана на этапе формирования концепции, получившей название «демократический реализм». Автор исследует различные аспекты «демократического реализма» Липпмана. Во-первых, дается анализ теоретического обоснования мыслителем идеи ограниченной демократии. Полемическая позиция философа Джона Дьюи в отношении «демократического реализма» четче представляет критическую позицию Липпмана в отношении базовых основ классической демократии. Автор статьи приходит к выводу о том, что в основе «демократического реализма» Липпмана лежит скептическое отношение мыслителя к природе человека. Во-вторых, анализируется влияние элитологических теорий И. Бэббитта, Дж. Сантаяны, Р. Михельса и Г. Моска на становление и развитие «демократического реализма» Липпмана, особенно на его концепцию экс-пертократии. В этом вопросе Липпман, несмотря на риск уклонения в авторитаризм, чего не избежали некоторые классики элитологии, остался верным политической традиции США, ориентирующейся на незыблемость экономической свободы личности, на защиту свободных ры-ночных отношений. Автор делает вывод о том, что «демократический реализм» Липпмана представлял собой концепцию рационализации демократического политического процесса, опирающегося на авторитет интеллектуалов и экспертов, на принципы иерархии и порядка, при сохранении свободы личности, и выступающего против коллективизма, идеализма и радикализма в политике.
Вязинкин А. Ю. «Демократический реализм» Уолтера Липпмана //Интеллигенция и мир. 2021. № 1. С. 69-81.